Баркоды


Что такое баркоды

В последнее время в сети все больше и больше информации о матричных кодах, они же 2D баркоды(2D barcode), QR коды, Datamatrix коды, и т.п. Что же такое баркоды и для чего они применяются?

Все мы видели традиционные штрихкоды, состоящие из нескольких полосок разной ширины. Они применяются в торговле, логистике, в банковских операциях, и во многих других ситуациях. По сути, штрихкоды позволяют практически мгновенно преобразовать данные из физического мира в электронный вид. Например, рассмотрим ситуацию в супермаркете: Вы покупаете апельсины, взвешиваете их, и весы выдают вам штрихкод, который содержит информацию о массе и стоимости ваших апельсинов. Согласитесь, что кассиру гораздо удобнее просто поднести ваш товар штрихкодом к сканеру, чем вручную вбивать код товара и его массу? Это экономия времени, в том числе и Вашего.

2D коды

От обычных штрихкодов 2D-коды отличаются тем, что информация записывается сразу в двух измерениях, то есть если в штрихкоде считываются толщина вертикальных полос и расстояние между ними, то в 2D коде информация записывается и по горизонтали, и по вертикали. Таким образом, двухмерные баркоды позволяют хранить гораздо больше информации, чем привычный нам штрихкод. Кроме того, когда информация кодируется в матричный код, к ней добавляется информация для восстановления, что позволяет прочитать зашифрованную в коде информацию даже при частичном повреждении баркода.

Для чего же можно использовать матричные коды? С торговлей и логистикой понятно, но какую пользу может извлечь из этого простой обыватель? Снова приведем пример. Человек протягивает Вам визитку, на которой его Имя, Фамилия, телефон,e-mail,адрес сайта, адрес компании, и т.п. Наверняка Вам хотелось бы поместить контактные данные этого человека к себе в телефон. Представляете сколько времени у Вас уйдет на добавление контакта? Допустим, вы довольно быстро умеете обращаться со своим телефоном, и уложитесь в 2 минуты. Теперь представьте себе, что на обратной стороне визитки напечатан 2D-баркод, и чтобы добавить контакт со всей информацией в телефон, вам нужно запустить на нем приложение для считывания баркодов, навести камеру телефона на баркод, и подтвердить добавление контакта, нажав одну кнопку. На все манипуляции у Вас уйдет не больше 10 секунд.

Для сканирования QR-кодов и других баркодов используют мобильный телефон с камерой. Сейчас существует большое количество мобильных приложений, позволяющих распознать QR-код. Для этого достаточно лишь запустить такое приложение на своем телефоне, навести камеру телефона на изображение QR-кода, и получить расшифрованную информацию. Наиболее часто с помощью QR-кодов зашифровывают тексты, ссылки на сайты, контактную информацию, номера телефонов, GPS-координаты.

Это только один из возможных вариантов применения QR-кодов. Основной особенностью кодов является высокая скорость передачи информации с напечатанного кода в мобильное устройство. Это открывает большие возможности, в частности, для рекламы, т.е. внедрив QR-код в рекламный щит, постер или объявление, и даже в рекламный ролик, можно в итоге получить больше клиентов. Потому что многие отсканируют код, и автоматом добавят контактную информацию компании к себе в телефон. Или перейдут по закодированной интернет-ссылке на сайт рекламодателя. Помимо этого сейчас QR-коды используются как электронные билеты. Вы оплачиваете билет с кредитной карты через интернет, и вам на телефон присылается изображение QR-кода. Затем, приложив телефон с QR-кодом на экране к считывателю кодов, мы можете пройти на мероприятие. Такие билеты, например, использует, всем известный аэроэкспресс. Примеров использования QR-кодов можно придумать великое множество, если приложить фантазию. Это всевозможные акции, игры, передача информации о товарах и услугах, сувенирная продукция, и многое другое.

Существующие на данный момент приложения для считывания баркодов позволяют передавать ссылки, контакты, SMS/email,GPS-координаты, и собственно, просто текст. Поскольку популярность баркодов растет, а это показывает постоянно растущая активность обсуждений этой темы в интернете, логично предположить, что это подтолкнет создателей софта для мобильных телефонов к воплощению новых идей по использованию баркодов, что еще больше повысит к ним интерес.

Разновидностей двухмерных кодов довольно много.
Наибольшее распространение получили QR-коды и DataMatrix коды. QR-код явлется пожалуй, самым старым представителем матричных кодов, его концепция была создана еще в 1994 году в Японии, где они на данный момент очень сильно распространены. В Японии QR коды везде, на визитках, журналах, газетах, листовках, плакатах, наклейках, еде, сайтах, досках объявлений, даже на могилах. DataMatrix появился позднее, остальные коды еще позднее. Подробнее про QR код вы можете прочитать здесь, про DataMatrix - здесь. Одной из разновидностей QR кодов является Micro QR код, про кторый подробно вы можете узнать здесь.

Web 3.0?

Существует мнение, что баркоды применительно к их использованию для передачи информации пользователям мобильных устройств - это шаг к формированию Web 3.0, в котором реальный и виртуальный миры частично переплетаются, и объекты виртуального мира(ссылка на веб-страницу) переходят в реальный(баркод этой ссылки, напечатанный на стене)


Есть вопросы или предложения? Напишите нам!